Пережившие войну инструменты напоминают о «поющих 40-х»
Пока длилась Великая Отечественная война, артисты дали для бойцов 1,35 миллиона концертов. По 950 на каждый пропахший порохом день. Василий Лебедев-Кумач написал: «Кто сказал, что надо бросить / Песни на войне? / После боя сердце просит / Музыки вдвойне!»
Конечно, самым знаменитым музыкальным инструментом Второй мировой стал «сталинский орган». Так немцы называли гвардейский реактивный миномет БМ-13, у нас более известный как «Катюша». И ведь тоже песенное название! Но досуг скрашивали и более традиционные гитары, баяны и гармошки. У немцев еще было много губных гармоник «Вельтмайстер». Многие из них звучали и в окопах Сталинграда.
Некоторые инструменты дошли до наших дней. Родственники героев сами передавали их в музей. На ударной тарелке из полкового оркестра 45-й дивизии осталась дырка — пробило осколком. Этот самый инструмент звучал 4 февраля 1943 года на так называемом Митинге победителей на площади Павших Борцов.
— Вот гармошка, сделанная еще в мирное время сталинградским мастером Карпушкиным. На ней мы видим фамилию автора и название «Сталинград». Она украшена перламутровой ракушкой. Ее добывали в Волге, такое украшение было визитной карточкой местных мастеров. Достаточно яркий экспонат — это скрипка, которую бойцы 13-й гвардейской дивизии преподнесли кинооператору Валентину Орлянкину. Они нашли ее в одном из блиндажей противника и решили подарить ее творческому человеку на Новый год. На ней выгравирована надпись, что вручил старший лейтенант Линник, но это был подарок от всей дивизии. Они вместе справляли праздник, так как все сдружились, — говорит старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Мария Аушева.
Мнения о том, умел ли Орлянкин играть, расходятся. С одной стороны, есть фотография, на которой он вроде как музицирует. С другой — что мешало сделать постановочное фото?
А вот гитара лейтенанта Мелешкова. На тыльной стороне ее владелец выцарапал стихотворение «Память Сталинграда!». Видимо, сам сочинил:
Летчики с воздуха били
фашистов —
Пехота, танкисты —
прицельным огнем.
А город горел, обагренный
пламенем.
Всюду взрывы снарядов и бомб,
Гвардейцы под знаменем
клятву давали:
Ни шагу назад — врага разобьем…
Когда на Советский Союз напала Германия, в Сталинграде гастролировал Государственный оркестр народных инструментов. Поначалу многие исполнители ушли на фронт, но впоследствии дирижеру Николаю Осипову удалось отозвать своих балалаечников и домристов из окопов, так как им предстояла не менее важная задача: поднимать боевой дух остальным.
И в 1943 году осиповцы вернулись в Сталинград, чтобы завершить прерванную гастроль. Под открытым небом, возле полуразрушенного универмага, в подземелье которого скрывался фельдмаршал Паулюс, состоялся концерт. Кстати, прожил Осипов всего 44 года. Но умер он 9 мая 1945 года, уже зная, что песенка гитлеризма спета.
Сталинграду посвящали стихи и песни. Многие уже забыты ныне. Например, разве кто-нибудь помнит песню «Отстоим Сталинград» Евгения Долматовского? Там поэт проводит параллель с Царицыном 1918 года: «Сталин силы собрал, и врага отогнал, и бандитские своры разбил. Нынче время опять Сталинград отстоять от фашистских разбойничьих сил». А сразу после разгрома врага на Волге в поезде, удаляющемся от Сталинграда, Долматовский сочинил «Офицерский вальс», потом переименованный в «Случайный вальс» («Ночь коротка, / Спят облака…).