Все обо всем

Похороны фотографа Владимира Лагранжа состоятся 25 января

Не стало фотографа Владимира Лагранжа (4.05.1939 — 22.01.2022), замечательного мастера стрит-фотографии эпохи оттепели, тонкого наблюдателя, мудрого человека, в чьих снимках жизнь обретала почти кинематографическое «легкое дыхание». Он умер 22 января, на 83-м году жизни. О его смерти сообщила Галерея Люмьер, которая сотрудничала с Владимиром Лагранжем более 15 лет.

Владимир Руфинович пришел работать в Фотохронику ТАСС в 1959, "молодым, двадцатилетним". После ТАСС более двадцати шести лет был фотокорреспондентом журнала "Советский Союз". Параллельно его фотографии публиковались в других изданиях — от "Литературной газеты" до рассчитанного на зарубежного читателя журнала Soviet Life. В 1987 году он среди ста других фотографов участвовал в создании книги "Один день из жизни Советского Союза", изданной в США. В 1990-х работал на французское агентство Sipa Press.

Фотографии Владимира Лагранжа времен оттепели по интонации созвучны кинематографической поэтике Марлена Хуциева и Георгия Данелии. Не только благодаря интонации, юмору, теплоте взгляда, который отличает его ранние снимки. Взгляд Лагранжа во многом кинематографический. Он тонко чувствует динамику сюжета, и прежде всего — умеет видеть эти сюжеты.

Большинство из них не имело ничего общего с официальной повесткой дня, как можно было бы ожидать от человека, снимающего для ТАСС. Собственно, их и новостями назвать трудно. Малыши, которые тянутся к кнопке автомата с "газировкой"… Игра в снежки… Девчонки, прыгающие через скакалку на Тверском бульваре… Дети, в антракте направляющие театральные бинокли друг на друга… Детские сюжеты, одним словом. Здесь вроде решительно ничего не происходит. Точнее, происходит — жизнь. Причем жизнь, что течет сама по себе, без "Слушали" — "Постановили". Похоже, это естественное течение детской жизни (совсем, как у Толстого) важнее всего, что думают о нем солидные и важные люди.

Кроме умения видеть сюжеты, Лагранж обладал редким чувством пространства. Обычная улица у него в мгновенье ока превращалась в сцену. Это очевидно в снимках студентов на набережной, исполняющих "серенады" для девчонок, стоящих у парапета. Это явно в снимке Эйфелевой башни, которая нависает над маленьким "Рено" как инопланетный корабль. Классическая перспектива, которую замыкает дворец, выстроена тут как сцена спектакля Расина или фильма Эрика Ромера.

Читать также:
Мобильное приложение защитит лес от браконьеров

Родные наши коммуналки, которые Владимир Лагранж начинает снимать в 1980-1990-е, казалось бы, полная противоположность простору улиц, бульваров, дворов. Мир их коридоров, кухонь, ванн и комнат — антитеза "киношной" улице 1960-х. Это мир, в котором вынужденная публичность частной жизни уже не кажется ни лучезарной, ни оптимистичной. Иногда она начинает выглядеть почти гротескной. Например, когда понимаешь, что коза, снятая в 1990-х в кухне московской квартиры на Сретенском бульваре, такая же полноправная обитательница дома, как бабушка с дочкой и внучкой. Но и тут у Лагранжа гротеск подчинен жанру семейной идиллии.

Из лирики "оттепели" он выходит к сюжетам Театра.doc так же естественно, как от снимков репетиций Олега Ефремова в юном "Современнике" к изящной графике строительных кранов (с лозунгом "Мир — это жизнь"), вычислительных центров и натюрморту "Всегда с народом" (где портрет вождя соседствует с картошкой и бутылочками молока с сосками). Впрочем, от лирики Лагранж двигается не к публицистике, скорее — к эпосу. Достаточно посмотреть на фото кладбища поморов, где дубовые тяжелые кресты лежат в песке, словно тяжелые самолеты, чтобы почувствовать ритм и мощь времени, которому века как мгновения. И вновь пространство становится одним из главных героев снимка.

Его фотографии оказались не только летописью нескольких эпох, которые прожила страна, но и "банком памяти", золотым запасом, аккумулирующим личную память, интонации времении и "будущего зов". Именно поэтому его наследие нам еще открывать и открывать.

P.S. Прощание с Владимиром Лагранжем состоится 25 января с 11.00 до 12.00 в Похоронном доме "Троекурово" по адресу: Рябиновая ул, дом 24, стр.11. Большой церемониальный зал.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»