В Москве открылась выставка «Новогодняя история игрушек»
Всероссийский музей декоративного искусства и галерея InGallery в преддверии любимого всеми праздника представили выставку «Новогодняя история игрушек». Это самый светлый и сказочный проект уходящего года, уверены организаторы. И, кажется, они не ошиблись. Помните, как у Гайдара находчивые Чук и Гек украшали в глухой тайге елку? «Они ободрали все цветные картинки из старых журналов, из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол…». Герои современной выставки тоже сделаны из ваты. Неуклюжие мишки, розовощекие девочки, задиристые мальчишки, бородатые деды морозы и нежные снегурочки каким-то чудом создают новогоднее настроение у детей и взрослых. Корреспондент «РГ» попыталась разобраться, почему незатейливая ватная игрушка покоряет современников.
Катающиеся на санках мальчики, девочки с леденцами, щекастые младенцы в толстых одеяльцах — далеко не все ватные сюжеты. Каждую игрушку хочется разглядывать вечность — за каждой своя новогодне-зимняя история. Воронежские художники Виталий Мартыненко и Надя Козинина создали целые новогодние картины, героями которых стали ватные игрушки из домашней коллекции. На темных таинственных холстах эти, с виду грубоватые и неказистые игрушки, играют в снежки, разглядывают себя в зеркале, катают друг друга на санках и даже танцуют.
"Коллекционировать игрушки мы начали лет десять назад, — рассказывает Виталий Мартыненко. — В моем детстве под елкой всегда стоял Дед Мороз из ваты, я вырос, и теперь он живет в моей семье. Но начинали мы коллекцию со стеклянных игрушек. Ватные казались какими-то грубоватыми, и даже вызывали отторжение".
Но однажды Виталий и Надя посмотрели на них по-другому.
"Мы купили Казачка, — вспоминает Надя Козинина, — и — влюбились".
За десять лет на интернет-аукционах они собрали внушительную коллекцию.
"Покупали для души, — рассказывает Виталий. — Многие были не в очень хорошем состоянии, зато с симпатичным лицом или с какими-то особенными движениями. У нас есть игрушка 30-х годов — лицо треснуло, где-то пятнышки, где-то надрывы — все это как возраст человека, про индивидуальность и непохожесть".
В долгой совместной профессиональной истории Виталия и Нади это всего лишь второй совместный проект. И, можно сказать, эксклюзивный.
"Перед праздником многие художники выставляют свои работы с новогодними игрушками, в основном это стекло, с ватой вроде бы никто не делал, нас зацепила эта идея и мы решили попробовать", — рассказывает Виталий.
Воспроизвести на холсте грубое ватное очарование не просто, но у художников получились настоящие шедевры.
"Работы делались долго, сложно, многослойным способом, из-за этой многослойности темный фон превращается в таинственную глубину, создает такое гофмановское настроение — и праздничное, и новогоднее, и сказочное, возникает ощущение тайны", — говорит Виталий.
Может быть поэтому в наш век изобилия, когда в магазинах полно елочных украшений на любой вкус и кошелек, возвращается интерес к простой игрушке из простого материала. Из ваты и клейстера. На выставке "Новогодняя история игрушек" можно увидеть ватную игрушку от мануфактуры "Московская игрушка", которая профессионально занимается возрождением производства. В музее мануфактуры хранится более 100 уникальных старинных и современных новогодних ватных игрушек с 1920-х годов до наших дней, картонажа и элементов декора дореволюционной и советской России.
"В поздние советские времена стали появляться актуальные, модные, яркие новогодние игрушки, гирлянды, теперь этот интерес схлынул, и людям захотелось вернуться к чему-то простому и доброму", — считает Виталий.
"Под Новый год всегда хочется сделать что-то праздничное и волшебное своими руками, — добавляет Надя. "Но бумага слишком скучный и обычный материал, стекло и пластик — сложный, а вата — это просто и интересно, — продолжает Виталий. — Плюс, накоплен большой культурный пласт, можно вернуться в прошлое, что-то взять оттуда и сделать новое в рамках традиции".
Свою елку Надя и Виталий будут наряжать вместе со своим семилетним сыном. И она обязательно будет живая. "Искуственная елка не дружит с живой ватной игрушкой", — говорит Виталий.
Однако, по данным социологов, почти половина наших соотечественников сегодня отдает предпочтение искусственной елке. "Многие не хотят лишних хлопот с осыпающимися иголками, — понимающе отмечает Виталий. — Но мы с отцом всегда ходили за живой елкой. В провинциальном городке было непросто добыть елку, их привозили на предприятия. Привезут грузовик елок, а они все какие-то кособокие, ободранные. У нас был знакомый в лесхозе, мы ездили к нему с санками за елкой. Отец всегда выбирал елку покрупнее, попушистее. Устанавливали ее в …руль. У нас дома было старое рулевое колесо, я им играл, рулил, а под Новый год в него устанавливалась елка. Я очень любил лежать под елкой, она была большая, мама укладывала мне одеяло, я лежал, и смотрел сквозь ветки, наверх. Рядом была батарея, было тепло, и вылезать из этой сказки совсем не хотелось".
Спрашиваю, как художники относятся к современному елочному дизайну, когда вся елка в шарах одного цвета.
"Елка — это не про дизайн, это про тепло и уют, — убежден Виталий. — Возможно, наша елка яркая, дурацкая, выглядит бестолково, каждый подойдет и что-то повесит — не в то место, не те игрушки, но она живая".
"Елочный современный дизайн подходит тем, кто не знает, как украсить, он упрощает задачу, — говорит Надя. — Но на самом деле, елка — это портрет семьи". "Поэтому украшать елку надо с фантазией, по-домашнему, — добавляет Виталий. — Не совершенная елка, не совершенные игрушки — в этих недостатках появляется личность. И недостатками они кажутся только на первый взгляд, на самом деле — это достоинства, приметы индивидуальности".
Выставка продлится до 19 декабря.