Все обо всем

Как русская Масленица готовит к Великому посту

Русские хорошо уживаются с людьми всех религий, но при этом строго исповедуют христианство, удивлялся Жак Маржерет — французский наемник в войсках Бориса Годунова, Лжедмитриев I и II, Сигизмунда III. Авантюрист, приехавший к нам поживиться во время Cмуты, оставил после своих сомнительных подвигов труд под названием «Состояние Российской империи и Великого княжества Московии».

Написан трактат в 1607 году, посвящен Людовику IV и, несмотря на набор русофобских клише, читается он с интересом. Дело в том, что кровавый рыцарь наживы — а на совести Маржерета не только грабежи, но и массовые убийства, — рассказывая о жизни народа, не смог скрыть изумления перед отдельными качествами "варваров".

С одной стороны, сообщает Маржерет, в "дикой стране" под властью царя русские легко уживаются не только с немцами-лютеранами, но и с магометанами, язычниками-татарами, с турками, персами, мордвой, не говоря о "сибиряках и лапландцах". С другой, "Россия — один из важнейших редутов Христианского мира", и русские строго блюдут христианство. Француз не заморачивается над тем, что его наблюдения противоречат его же презрительным суждениям о "дикарях". И уж тем более не пытается понять, чем объясняется такая веротерпимость русских — ведь его книга больше похожа на донесение шпиона, чем на научный труд. Наемник просто ошеломленно констатирует факт, и изумление автора понятно: ему-то уж точно памятны кровавые религиозные войны Франции XVI века. Итак, мосье Маржерет над сделанным наблюдением голову не ломал, а вот мы этот "парадокс" разгадаем. И поможет в этом праздник Масленицы, который мы отмечаем с 28 февраля по 6 марта и который г-н Жак подробно расписывает.

"А вот как в Российской империи готовятся к Великому посту, — пишет Маржерет. — За одну неделю перед Великим постом, которую здесь называют Maslonits, они не смеют есть ничего мясного, однако едят все, происходящее от плоти, а именно: масло, сыр, яйца, молоко. И ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Даже встречаясь на улицах, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, люди целуются, говоря: Prosti mene Pojaloi — "Простите меня, пожалуйста", на что отвечают: Boch tibi prosti — "Бог вас простит, и меня простите тоже".

Французу и в голову не приходит, что древний праздник — пример того, насколько Церковь тактична по отношению к народу. Имея языческие корни, христианская Масленица не просто вписалась в годичный церковный цикл, но и обогатилась глубочайшим смыслом. Давайте выясним, как.

По меткому замечанию митрополита Московского Филарета: "Дух Христов не враг благозаконных радостей", и Масленая неделя накануне Великого поста как раз время таких радостей. Но одновременно и подготовка к подвигу поста. Церковь "с наступлением Масленицы ставит людей на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволяя есть сыр и яйца, чтобы приучить отказываться от приятных яств и без печали переходить к посту" (С.В. Булгаков).

Радость Масленицы — это не праздник желудка, а ликование щедрой души

Вспомним, что в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминают усопших, причем не только родных и близких, но всех "усопших в благочестии и правой вере" — от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, верующие включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до них.

Воскресная служба, предшествующая Масленице, была посвящена Страшному суду, напоминая о том, что все смертны, все предстанут перед Судом Божьим. Верующих призывали к духовному трезвлению, то есть к внимательности к своим мыслям и поступкам. Церковь именно напоминала о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы наследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного — просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного — будь милосердным! И вот после воскресного призыва "Возлюби ближнего!" наступает неделя, когда людям дается такая возможность. Пост, и особенно Великий пост, — период сосредоточенности: человек собирает все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, минимизируя отношения с людьми, — в духовном напряжении поста нет места праздности.

Читать также:
Мобильное приложение защитит лес от браконьеров

Но пост наступит только через неделю. А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Главное — Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить!

Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно не случайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем (6 марта). Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними — причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Потому логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня!". И слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю!"

Вот этот призыв в свидетели Бога, эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствует о том, что радость и щедрость Масленицы имеют под собой не бытовую основу — надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост. Так традиция лелеяла и взращивала лучшее в сердце каждого, в душе народа. Лучшее, в котором нет места ненависти и злобе. В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы — царило всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

Ничего этого Жак Маржерет, конечно, не заметил. Забавно, насколько утилитарен взгляд наемника. Например, подробно расписывая сокровищницу царской казны (часть которой ему впоследствии удалось-таки прибрать к рукам), он ни словом не упоминает об архитектурных красотах Кремля. Восхищаясь богатством страны, причем не только лесами, плодородными землями, чистыми реками, но и тем, что создано руками и талантом народа, с алчной скрупулезностью перечисляя материальное изобилие, Маржерет в упор не видит богатства духовного. Впрочем, что взять с искателя наживы, закончившего, кстати, свою жизнь бесславно.

Хотя нет, думаю, к еще одному наблюдению француза стоит прислушаться. "Россия — один из важнейших редутов Христианского мира, ибо эта Империя, эта страна более обширна, могущественна, населена и изобильна, чем думают, и лучше вооружена и защищена, чем считают многие".

Календарь

Масленица, или, как говорят в Церкви, Сырная седмица (т.е. неделя): 28 февраля — 6 марта.

6 марта — Прощеное воскресенье. В последний день перед Великим постом принято просить прощение у тех, перед кем мы виноваты, но надо и самим простить все обиды.

7 марта, в Чистый понедельник, начинается Великий пост (7 марта — 23 апреля). Семь недель воздержания готовят нас к встрече Пасхи. В Чистый понедельник верующие обычно держат строгий пост.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»